Обряд «Праздник молозива» (удм. «Ӵӧжы (и) сиён») удмуртов в Татышлинском районе

 Обряды и обычаи, связанные со скотоводством, восходят к глубокой древности и являются составной частью весенне-летней календарной обрядности. Праздники, связанные с важными этапами сельскохозяйственных работ (началом и окончанием весенней посевной, сенокоса, уборки хлебов), играют важную роль в быту удмуртов. Обрядовое содержание календарных праздников состояло из жертвоприношений, молитвенных и песенных заклинаний, призванных отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи, в целом хозяйственное и семейное благополучие.

Корову на селе почитали кормилицей крестьянской семьи, а молоко и молочные продукты играли немаловажную роль в рационе питания. В надежде оберечь свой скот от падежа и лесного зверя, обеспечить его нормальный приплод и устойчивые удои соблюдали множество обрядов.

Праздник «Ӵӧжы сиён» является одним из любимых традиций, который сохранился до сих пор. Но в нынешнее время он отмечается в узком семейном кругу, что позволяет молодому поколению перенимать традиции проведения данного праздника. Еще в начале 1990-х гг. в гости ходили всей деревней.  

Спустя неделю после отела коровы (после того, как подоят ее 7-11 раз) каждая семья устраивает «Ӵӧжы сиён». Приготовления к празднику начинаются за 2-3 дня до ее начала. Подготовкой занимается в основном женщина. Хозяйка собирает удой, белит печь, готовит посуду, яйца, муку для блинов из молозива. В назначенный день с утра хозяева обходят каждый дом (соседей, родных, свою улицу), приглашая на праздник.

Угощение начинается с утра и продолжается до полудня, гости могут приходить в течение дня, на праздник приглашались все: от детей до пожилых, родственники, соседи, друзья. Можно заглянуть рано утром до работы, во время обеденного перерыва, по пути из школы. Но если приходят всей семьей, то обязательно брали детей. Существует поверье, что если в дом первым из гостей зайдет мужчина, то на будущий год корова принесет бычка, а ежели женщина – то тёлочку. Если первый теленок у коровы был бычок, то у нее со временем будет прибавляться молоко, если же — телочка, тогда удои не увеличатся.

Главное угощение составляют кушанья двух видов, приготовленные, как правило, из надоев первых дней: чӧжи, зырет, йӧлпыд и табаньЧӧжи протопленное в печи молозиво; сыр из молозива; изготавливается из молозива с добавлением взбитых яиц и соли. Подают нарезанными ломтями в кипяченом молоке. Обязательным блюдом в этот день считаются блины (удм. табань). Для блинов обычно тесто ставят на пшеничной каше. Табань – кислые лепешки (блины), тесто для которых заквашивается с добавлением жидких молочных продуктов. Блины пекут в печи целый день небольшими порциями, так как они подаются горячими, а поток гостей не прекращается с обеда до вечера.

На праздничном столе, кроме традиционного блюда, были также блины и пироги. Дополнительно некоторые хозяйки готовят другие блюда. Зырет – кушанье типа киселя, сваренное на медленном огне из смеси молозива, молока, взбитых яиц. Его намазывали на блины и резали на 4 части, и в таком виде подавали на стол. Йӧлпыд или же простокваша – в кипяченое теплое молоко заливается кислая закваска, отстаивается в течение дня.

Перед едой гости благодарят за приглашение, произносят благопожелания, желают здоровья, благополучия, плодовитости домашней скотине. Желают корове больших удоев, чтоб было жирным молоко, просят обеспечить благополучие в хозяйственных и семейных делах.

Хозяйка дома перед подачей главного блюда на стол, проводит ряд обрядов: на кусок хлеба деревянной ложкой ставит кусочек Ӵӧжы в отдельную тарелку и выставляет на стол домовому, кормит телёнка (Раиля Нуриахметова из с.Вязовка).

Гости за столом стараются стукнуть друг друга деревянными ложками по лбу, заранее обмакнув ее в подливу из молозива, говоря при этом, что бычок забодал или резвая телка забодала (удм. «ош леказ», «мес леказ»). Все эти действия совершаются в шутку. То же самое делает кто-либо из членов семьи, провожая гостей. За столом звучат гостевые, застольные и лирические песни. А после угощения начинается веселье с плясками. Перед тем как разойтись по домам, гости одаривают хозяев принесенными подарками (в основном в качестве подарка приносили полотенца и платки), при этом произносят благопожелания, о плодородии и удойности скота, о здравии хозяев дома и скота.

Таким образом, соблюдая все эти обрядовые действия, удмуртки надеялись сохранить здоровье как своих «коровушей», так и их приплода, получить большие удои и заставить животных смирно стоять во время доения.

https://nknrb.ru/

Дата публикации: 2.02.2024

Обсуждение закрыто.