Помочи по случаю ощипывания и обработки тушек после забоя гусей ӟаӟег ышкон /ишкон у закамских удмуртов

Традиция оказывать помощь хозяйке для ощипывания и обработки тушек гусей ӟаӟег ышкон у закамских удмуртов является заимствованием обычая местного тюркского населения (прежде всего башкир и татар), отсутствующим в Удмуртии. В отличие от тюркского населения у местных удмуртов первый гусь является жертвенным (его кровь «отдается земле»). Кровь последующих гусей используется для приготовления ритуальных блинов с кровью.

В этнографической литературе обряды закамских удмуртов – носителей традиционной веры – отмечаются в сочинениях Н.И. Тезякова (1886), И.В. Яковлева (1903), К. Яковлева (1915), Т.Г. Миннияхметовой (2000), А.В. Черных (2002), в монографиях (2001, 2010, 2016) и серии статей Р.Р. Садикова. Из зарубежных исследователей выделяется имя финского этнолога и религиоведа Уно Хольмберга, автора монографии «Верования пермских народов» (Permalaisten uskonto), основанной на полевых материалах, собранных в 1911 г. среди удмуртов Уфимской и Пермской губерний (Mozga, Konegin, Kaimasebas, Staraja Kyrga). В 1894 г. удмуртов д. Большой Качак Бирского уезда (ныне Калтасинского района РБ) изучал финский лингвист Ю. Вихманн. В 1984 г. у закамских удмуртов работала экспедиция Тартусского университета под руководством А.Ю. Петерсон. В 1991 г. к этой работе присоединились сотрудники Венгерского этнографического музея с этнографом Агнеш Кережи, ими были изучены удмурты Бураевского и Калтасинского районов Республики Башкортостан (далее – РБ). В 2008 г. в с. Большой Качак Калтасинского района РБ работала магистрант Хельсинского университета Карси Мякеля. Летом того же года в Бураевском, Калтасинском, Татышлинском и Янаульском районах РБ – экспедиция Печского университета (Венгрия, рук. Золтан Надьи, Атилла Добо). В 2013–2019 гг. удмуртов Татышлинского района РБ изучала экспедиция Тартусского университета (Ева Тулуз, Лийво Ниглас, Лаур Валликиви). Собранные материалы хранятся в Эстонском национальном музее, Тартуском университете, Эстонском литературном музее (Тарту), Научном архиве Финно-угорского общества (Хельсинки), в Архиве этнографических рукописей Музейного ведомства Финляндии (Хельсинки), Финском литературном обществе (Хельсинки), Венгерском этнографическом музее (Будапешт). Ритуал забоя гусей с приготовлением лепешек с кровью у удмуртов Башкортостана описали Л.С. Христолюбова и Т.Г. Миннияхметова (Христолюбова Л.С., Миннияхметова Т.Г. Удмурты Башкортостана (история, культура, современность). Уфа, 1994).

Забой гусей у закамских удмуртов организуется с наступлением устойчивых холодов (в конце ноября – начале декабря). Забой гусей делает хозяин под деревом. В отличие от местного тюркского населения, у удмуртов первый гусь является жертвенным. (Впоследствии его съедают в узком семейном кругу; участниками ритуала могут быть только родственницы.) Беря первого гуся, хозяин произносит небольшую молитву-куриськон: «Господи, благослови. Вот жертвую гуся. В будущем году быть бы с приплодом. В здравии с добрыми людьми пить-есть довелось бы». После это закалывает птицу и всю кровь выпускает на землю, то есть «отдает земле». Кровь других птиц собирается в посуду и впоследствии используется для приготовления ритуальных блинов.

Для обработки тушек хозяйка организует помочи. Традиция устраивать помочи в помощь хозяйке по ощипыванию тушек гусей ӟаӟег ышкон в Удмуртии не известна, но она широко распространена у тюркского окружения местных удмуртов. Удмурты на помочи собирают 5–8 молодых родственниц. Женщины, выдергивая подмышечные перья зил тылы – «чертовы перья», которые не должны попасть в перину, – рядком втыкают в снег, говоря добрые пожелания. Женщины и девушки ощипывают и потрошат забитых гусей в бане.

После завершения работ устраиваются коллективные трапезы сӥль сиён (угощение мясом). В качестве обрядовых блюд готовят блины табань и лепешки с кровью виротабань. Для приготовления блинов с кровью вместо молока используют гусиную кровь. Ингредиенты: процеженная кровь, яйца, соль, дрожжи, сахар, мука. Рецепт приготовления следующий. Указанные продукты замешивают, настаивают несколько часов, запекают в печи, а в современных условиях – в духовке на сковороде. Иногда делают с припеком, им чаще всего выступает рубленый зеленый лук. Получаются блины очень пористые темного оттенка. Они могут быть тонкими и пышными, большими и как оладьи, все зависит от количества жидкости в тесте и намерений хозяйки. Кровяные блины удмуртов – блюдо, родственное кровяным оладьям шведов, финнов, народов Прибалтики и Севера (с использованием крови оленей).

После обеда до недавнего прошлого обязательно удмурты ходили к проруби в реке или к роднику для промывки тушек, при этом гусей несли на коромыслах, свесив за лапки также как местные башкиры). По пути разбрасывали перья, чтобы на следующий год стая гусей растянулась от ворот до реки. 

Традиции проведения ритуала лучше сохранились у татышлинской подгруппы удмуртов (Татышлинский район РБ: с. Старокалмиярово, с. Новые Татышлы, д. Альга, д. Старый Кызылъяр, д. Нижне- и д. Верхнебалтачево, с. Кызылъяр).

https://nknrb.ru/

Дата публикации: 2.02.2024

Обсуждение закрыто.