Удмуртский обряд «Введение невесты в дом жениха» (удм. «Выль кенак пыртон») в Татышлинском районе

К «Виль кенак пыртон» родственники жениха начинают готовиться рано утром. Хозяин дома топит баню. Женщины готовят угощения: табани (блины), перепечи,  шанга (шаньги), шу нянь (калиновый пирог), накрывают стол. Варят кашу на мясном бульоне.  Родная бабушка жениха (если их нет, то из ближайших родственников) в теплой бане одевает, наряжает невесту в удмуртский традиционный костюм. Выходя из бани, невеста одной рукой держится за руку жениха, другой за платок Азьветлись (с удм. вождь, предводитель). В качестве Азьветлись назначают женщину, либо сестру жениха, либо тётю со стороны отца. При заходе невесты домой, у порога эту тройку жених-невеста-Азьветлись ждёт младший брат жениха (/племянник/двоюродные братья со стороны отца) с еловой веткой. Еловая ветка у финно-угорского народов олицетворяет плодовитость. Под ноги невесты кладут еловую ветку, тем самым желая семейной паре много детей. Считается, что сколько веток положили, столько же будет детей. На ветке лежит быдэс (серебряная монета) и платок. Обязанность младшего члена семьи – произнести такие слов невесте: «Бур пыддэ лёг, кенак» («Наступи правой ногой, тетя»). Невеста, ступая правой ногой, заходит вместе с женихом и Азьветлись в дом. Платок, на который наступила невеста, дарят ей самой, и она должна будет его носить. В доме мать жениха усаживает невестку на подушку, чтобы жизнь была мягкой:

– Улосды миндэр кадь небыт мед луоз! ( Пусть жизнь будет мягкой как эта перина!).

Тем временем молодых ждут за праздничным столом во главе с Бадзым анай (жена старшего брата или дяди) и Бадзым атай (старший брат или дядя жениха со стороны отца), которые сидят на почетном месте за столом (торо шорын) на подушках. На стол приносят кашу и тыр нянь (каравай хлеба) с маслом. Бадзым атай читает молитвы с кашей во дворе. Молодые пробуют кашу и идут за водой к роднику, невеста с женихом при этом все время держатся за руку. Невестка идет к роднику с коромыслом и ведрами, ее ведет Азьветлись. Они держатся через носовой платок. По дороге домой обливаются водой, желают молодым счастья, крепкого здоровья, чистоты и искренности в отношениях. По приходу домой невеста угощает гостей праздника родниковой водой, а они взамен должны ей дать деньги. Обряд продолжается песнями и танцами в доме жениха. Далее гости направляются в гости к родственникам жениха.

Пишутся сценарии, основанные на обряде. На культурно-массовых мероприятиях, праздниках демонстрируются в сценической форме. В обряде используются утварь, национальная кухня, национальная одежда, а также подарки. Многовековые обычаи значительно сказываются на характере современного удмурта. Они чтят обычаи своего народа и придерживаются. Проводят обряд на свадьбах, показывают на сцене, рассказывают детям. Республиканский центр народного творчества и Удмуртский историко-культурный центр Республики Башкортостан проводит комплекс мероприятий, направленных на сохранение, возрождение и развитие этнических традиций народов РБ, в том числе свадебного обряда. Популяризации свадебных обрядов способствуют постановки театров республики, публикация монографий, художественной литературы и других книг. Информация взята от жителей-информантов, архива, а также из Удмуртского историко-культурного Центра Татышлинского района, видео Ксении Милиятовой – методиста ИКЦ.

 

Дата публикации: 2.02.2024

Обсуждение закрыто.